четверг, 8 августа 2013 г.

Современное Образование

Размышления вслух.
В начале этого года я была на конференции Polmedia в Лондоне. Перед нами выступил Качанов Вениамин Шаевич, первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы.

Он поделился своими впечатлениями о работе The Education World Forum 2013, где были представители образовательного сектора из 150 стран мира. И первое, что он отметил это изменение власти в мире - мы переходим от природных ресурсов к образованию. Это самая важная тенденция, т.к. она определяет вектор развития каждой страны. И в ближайшие 2-3 года лидерами в образовании станут страны третьего мира, т.к. именно они на данном этапе вкладывают финансирование в образование своих граждан. Что тогда говорить о Европейском образовании - придется соревноваться с развивающимися странами. Очень быстрая смена информационно-коммуникационных технологий лишь подчеркивает, что цель - это не внедрение технологий, а само образование. И здесь необходима вариативность, своя стратегия развития образовательной структуры, как пример Армения, где в 1350 школах введен курс изучения шахмат. Необходима своя изюминка для движения вперед, но главный акцент - содержание образования.

Очень хотела прочитать, что пишут в украинских СМИ об этом событии: кто представлял Украину на этом Форуме, какие перспективы для украинцев в современном образовательном процессе, нашла. Участники делегации: директор Департамента работы с персоналом и руководящими кадрами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины Игорь Некрасса, директор Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, член-корреспондент НАПН Украины, профессор Александр Удод и три ректора мощных высших учебных заведений Украины. Источник. На сайте Министерства образования Украины размещена общая информация, акцент сделан на информационные технологии и посещение выставки BETT 2013. Отмечено, что ряд мероприятий было проведено компанией Майкрософт и во время выставки на одной из сессий были сказаны слова благодарности украинским учителям за их вклад в развитие программы Kodu. Интересно, кто-то из них выступал на этой выставке?

Это официальные размышления об образовании, перейдем к реальным.

Всемирная организация LitWorld пишет, что в мире 793 миллиона людей безграмотны, из них две трети это женщины. Детям необходимы знания и та сила, которую они могут принести.
И тогда возникает вопрос: информационные технологии, сотрудничество, творчество, критическое мышление, решение проблем, самостоятельность - критерии современного образования - для кого они? Для ребенка, который не умеет читать, но адаптирован к своей среде или для избранных детей, у которых есть доступ к образованию, но не всегда есть желание им воспользоваться. Чем больше я общаюсь с различными людьми, читаю, все больше думаю, что эти критерии разработаны кем-то и для кого-то без учета реальности. Они не приближены к менталитету различных народов.
И здесь возникает философская проблема: изменившись внутренне, сможет ли ребенок жить в тех же условиях. И что ему делать дальше, если не будут востребованы те знания, которые он получил. И это уже проблема правительства - организовать достойные условия труда для своих жителей.

На Украине популярный тренд - информационные технологии. И здесь явное противоречие, о чем неоднократно говорят украинские учителя - недостаточная техническая база. Но обратите внимание на социологическое исследование, проведенное компанией InMind - интернетом пользуются  51 % украинцев  в возрасте старше 15 лет. Источник. И здесь мне представляется картина: с одной стороны, обычная средняя школа, в которой есть компьютерный класс, с другой - дом ученика, где есть и персональный компьютер, и мобильный телефон.

Вопрос: как объединить технологии и знания? Прежде всего технологии должны быть доступны учителю, необходимо обучать его внедрению этих технологий в образовательный процесс.
И здесь каждый учитель решает сам, как он спроектирует свою образовательную среду, каким должен быть результат.

Главный рычаг современного образования - учитель. Все зависит от его заинтересованности и мотивированности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...